» » Формирование физического здоровья во внутриутробный период

Формирование физического здоровья во внутриутробный период

Формирование физического здоровья во внутриутробный период

В процессе внутриутробного развития плод постоянно получает разные сообщения от матери. Кроме возможности слышать сердцебиение матери или музыку, при прикладывании к животу наушников плеера, плод также получает химические сигналы через плаценту. Новое исследование, опубликованное в журнале Ассоциации психологических наук Psychological Science, показало, что плод может получать сигналы о психическом состоянии матери.

Депрессивные состояния будущей матери могут повлиять на развитие ребенка после его рождения. В последние десятилетия ученые обнаружили, что состояние окружающей среды и ее влияние на растущий плод в утробе матери — очень важные составляющие нормального развития будущего ребенка. Некоторые факторы очевидны. Курение и употребление алкоголя, например, очень негативно влияют на плод. Другие исследования показали, что дети, которые родились во время голландского голода 1944 года, сегодня страдают ожирением и сахарным диабетом. Ученые из Калифорнийского университета в Ирвине попытались изучить, как психологическое состояние матери влияет на развивающийся плод. Для этого исследования они пригласили беременных женщин и провели необходимые тесты для определения депрессивных состояний до и после родов. Ученые также провели тесты детям после того, как они родились, чтобы проанализировать темпы физического и психоневрологического развития. В итоге исследователи обнаружили кое-что интересное: оказалось, что дети, рожденные от матерей, у которых не наблюдалась депрессия до и после родов, были абсолютно здоровыми. Дети, рожденные от матерей, которые находились в депрессивном состоянии во время беременности, находились тоже в подавленном состоянии после рождения, и были склонны к задержке психоневрологического развития.

В долгосрочной перспективе наличие подавленного психического состояния матери может привести к неврологическим проблемам и психиатрическим нарушениям у детей. В другом исследовании ученые выявили, что дети старшего возраста, матери которых находились в депрессии во время беременности, имеют различия в определенных мозговых структурах. Ученые полагают, что человеческий зародыш — активный участник своего собственного развития и собирает информацию для жизни после рождения. И его подготовка к будущей жизни через получение и сохранение сигналов от матери начинается в процессе внутриутробного периода развития.

Управление процессом формирования здоровья во внутриутробной фазе развития требует знания особенностей этой фазы. К ним относятся:

Самый высокий темп формообразовательных процессов по сравнению с другими стадиями онтогенеза. Во время внутриутробного периода за короткое время формируются все структуры организма, происходит становление реактивности, приспособительных и восстановительных механизмов. Для полной и правильной реализации генетической программы развития при столь высоком темпе требуются условия особой защищенности. Эти условия создает материнский организм.

Из стадий воспаления на ранних этапах внутриутробной жизни выражена только альтерация, пролиферация формируется в позднем фетогенезе, механизмы экссудации завершают свое становление после рождения. Поэтому основная патология внутриутробного периода — альтернативные процессы, вызывающие дефекты в структурных зачатках и приводящие к формированию уродств.

Максимум повреждаемости формирующихся тканей, органов и систем приходится на критические периоды их развития, когда эти структуры приобретают высокую чувствительность к воздействиям. Основные критические периоды:

  • первая неделя внутриутробного периода, заканчивающаяся имплантацией;
  • закладка органов, в том числе плаценты — так называемый период плацентации и большого органогенеза (3–12 нед);
  • рождение, являющееся самым сильным стрессом в жизни человека (так называемый стресс рождения).

Большинство пороков развития формируется в период большого органогенеза. Позже могут возникать пороки в тех органах и системах, в которых еще продолжается формообразовательный процесс (ЦНС, половая и сердечно-сосудистая системы).

Характер повреждения плода определяется не специфичностью действующих факторов (действие их на ткани в принципе однотипно — токсическое либо гипоксическое), а стадией развития в момент воздействия, Нарушается развитие, прежде всего тех органов, которые в момент повреждения находятся в критическом периоде. Знание этого помогает дифференцировать врожденные пороки развития и наследственную патологию. По мере приближения к моменту рождения чувствительность плода к повреждающим воздействиям постепенно снижается;

В зависимости от силы воздействия патогенного фактора плод реагирует на него по-разному:

  • при чрезмерном воздействии — общее торможение развития, приводящее к гибели плода или появлению грубых форм патологии;
  • при влиянии факторов средней силы — перезревание функциональных систем плода; участвующих в компенсации нагрузки, и недоразвитие других (так называемая физиологическая незрелость);
  • при слабых воздействиях — физиологический стресс», тренирующий адаптационные возможности плода.

Формирование функциональной системы мать-плод, задачей которой является создание оптимальных условий для развивающегося организма. При этом на развитие плода оказывает влияние состояния, как материнского организма, так и связующего звена — плаценты. В пределах этой системы гомологичные органы матери и плода работают по принципу орган к органу» и нарушение в одном из них компенсируется изменением функции другого. Поскольку репродуктивная стратегия и стратегия индивидуального выживания находятся в реципрокных отношениях, то для сохранения системных связей между матерью и плодом, сохранения так называемой доминанты беременности, будущая мать должна избегать стрессов.

Факторы риска для физического развития во внутриутробный период можно объединить в три группы:

I. Гаметопатии. При участии в оплодотворении неполноценных половых клеток образуется зигота, которая чаще всего погибает либо дает аномальный плод. Неполноценность половых клеток может быть результатом наследственных дефектов, влияния патогенных факторов окружающей среды и нарушений в организме матери. Среди последних следует назвать патологические изменения в яичниках, в том числе связанные со старением. «Перезревание» гамет вследствие увеличения интервала между их созреванием и оплодотворением, например при снижении проходимости труб; иммунные влияния и др. К основным патологическим проявлениям при этом относятся хромосомные аномалии.

II. Патогенные факторы окружающей среды оказывают свое воздействие на всех стадиях внутриутробного развития. Среди них можно назвать недостаток кислорода, ионизирующую радиацию, нарушение питания матери, инфекционные, химические и термические агенты, лекарственные препараты, психоэмоциональные факторы, нарушающие адаптацию матери к беременности. Из химических факторов следует указать прежде всего на следующие:

  • никотин, вызывающий спазм сосудов матки, приводящий, в конечном счете, к гипоксии и гипотрофии плода, угнетению иммуногенеза;
  • алкоголь, вызывающий отравление, в своем крайнем выражении проявляющееся в алкогольном синдроме плода (задержка роста и развития, энцефалопатия, множественные дисморфозы, алкогольная зависимость т. д.);
  • пестициды и некоторые лекарственные препараты.

Из биологических факторов наибольшую опасность представляют вирусы, особенно краснухи, кори, гриппа, проникающие к плоду через неповрежденную плаценту и вызывающие тератогенные и мутагенные эффекты. Из заболеваний плода, вызываемых простейшими, наиболее известен токсоплазмоз.

III. Болезни матери. Влияние состояния здоровья матери на плод может иметь неспецифические и специфические проявления. Первые связаны с формированием плацентарной недостаточности (первичной или вторичной), выражающейся в снижении всех функций плаценты, вторые — с поражением конкретных органов и систем материнского организма.

Первичная плацентарная недостаточность является следствием торможения развития плаценты. Основным механизмом её возникновения считается генитальная патология матери, а именно, недостаточность яичников и повреждения эндометрия. В последнем случае особую опасность представляет травматическое поражение чувствительных нервных окончаний (например, при аборте), что приводит к разрыву рефлекторных связей между маткой и яичниками и вторичному снижению синтеза эстрогенов. Ослабление влияния гормонов яичников на матку нарушает подготовку трофической среды для зародыша; сам процесс имплантации, а позднее — плацентацию. Все это вызывает общую задержку развития плода, снижение его жизнеспособности.

Вторичная плацентарная недостаточность является следствием неполной адаптации матери к беременности, когда перестройка в нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, выделительной и других системах её организма не обеспечивает должной интенсивности кровообращения в плаценте.

Адаптационное напряжение в материнском организме при этом может проявиться гипертензией, анемией, почечной недостаточностью и т. д. (т. е. токсикозом беременных). Со стороны плода наблюдается гипотрофия, физиологическая незрелость.

Поскольку мать и плод объединены в одну систему, то при поражении органов и систем материнского, организма изменяются функции гомологичных структур у плода. Однако в силу незрелости этих структур у плода они могут либо преждевременно тренироваться, либо, перенапрягаясь, истощаться в зависимости от падающей на них нагрузки. Так, снижение функции отдельных эндокринных желез в материнском организме, вызывает у плода преждевременное компенсаторное усиление активности тех же желез, что может нарушать нормальный ход системогенеза. В результате новорожденное потомство будет иметь одновременно признаки незрелости одних органов при гиперфункции других. Такая досрочная активизация приводит в дальнейшем к истощению преждевременно начавшейся функции и её недостаточности после рождения (особенно в пубертатный период). Примером подобных нарушений может быть гиперплазия инсулярного аппарата у ребенка, мать которого больна сахарным диабетом. Последствиями этого являются гипогликемия, большая масса тела ребенка при рождении, ряд тератогенных проявлений в виде поражения костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем, ЦНС, раннее развитие сахарного диабета. Другим примером поражения гомологичных структур (но уже другой этиологии) является большая частота пороков сердца у новорожденных, матери которых страдали заболеваниями сердца. Предполагают иммунный механизм этого поражения.

Особый аспект нарушений в системе «мать-плод представляет иммунный конфликт, иммунная агрессия матери по отношению к плоду как аллотрансплантату. При этом, возможны прерывание беременности на любых этапах либо возникновение заболеваний у матери (поздний, токсикоз беременных) и у плода (например, гемолитическая болезнь).

На основании изложенного можно вывести основные принципы формирования физического здоровья человека на внутриутробном этапе развития:

  • профилактика гаметопатий;
  • оздоровление будущей матери (до «безопасного уровня здоровья), позволяющее ей в полной мере адаптироваться к беременности и создать оптимальную среду для развития плода;
  • защита матери от патогенных влияний окружающей среды, особенно в критические для плода периоды внутриутробного развития;
  • отсутствие стрессов, позволяющее сохранить доминанту беременности;
  • образ жизни будущей матери, удовлетворяющий всем потребностям плода и обеспечивающий слабые тренирующие воздействия на его организм;
  • постоянный контроль состояния здоровья матери и профилактика возможных нарушений.

Рудь С.Е.,
заведующая акушерским отделением патологии беременности,
врач акушер-гинеколог